Мифы о шибари.
Давно я хотел высказаться о некоторых утверждениях о шибари. Достаточно спорных. Я их назвал “мифы”, хотя кто либо может искренне верить в их истинность. К сожалению, здесь мы можем лишь оперировать личными мнениями. Ибо сколько нибудь достоверных источников в пользу или в противоположность мне лично найти не удалось. Поэтому прошу понимать, что все нижеизложенное – мое частное мнение не претендующее на истину в последней инстанции. Можете согласиться, можем попробовать подискутировать 🙂
На чем основано мое мнение? Прежде всего это общение и наблюдение за работой большого числа бондажистов из Японии, Европы и России. Во вторых это личный опыт связывания. И наконец это логика и здравый смысл. Кстати говоря в некоторые мифы я в свое время (в начале увлечения связыванием) сам поверил – уж больно красиво они звучат. Было дело, даже ретранслировал. Что делать: от ошибок никто не застрахован.
А теперь пройдемся по тем самым “мифам”.
- Шибари – древнее. Нет. Шибари, как самостоятельное, названное явление (практика) стало известным лишь на рубеже 19-20 веков а окончательно сформировалось лишь в середине прошлого века и все еще активно развивается.
- Шибари – потомок техник японского боевого связывания. Нет. Безусловно есть некие заимствования, но нет никакого наследования. С таким же (если не с большим!) успехом можно считать шибари наследником японских пыток или практик наказания, или конвоирования/содержания заключенных. Там так же есть заимствования. Но говорить о наследовании – мягко говоря – преувеличение.
- Шибари родилось на сцене для использовании в шоу в стиле театра Кабуки. Нет. Родилось оно для совершенно других целей. Но своим нынешним видом безусловно обязано выходу в публичное поле: живопись/графика, фото, видео и, безусловно, шоу.
Здесь хочется сделать ремарку первому блоку. Повторюсь: это мое видение ситуации. Шибари – это садомазохистская практика. Только когда в стародавние времена девиантные японцы развлекались связывая своего партнера, они слова такого (садомазохизм) не знали, да его и не было (слова). Девиантность (в том числе садомазохизм) – свойство присущее психике определенного процента человеческой популяции. В любой стране были и есть люди которым нравится получать сексуальное удовлетворение через передачу власти, боль, страдание. Изучая таких людей современная психология как раз и родила термин садомазохизм. Нет сомнения что и в Японии (даже древней) такие люди существовали и каким то образом находили друг друга для взаимного удовольствия. То что в их играх использовалась веревка тоже нет сомнения. Но то что для этого они изучали боевые искусства в “школах самураев” или записывались в палачи (или полицию) у меня лично вызывает серьезные сомнения. Да, они могли что то подсмотреть или даже изучить. К примеру после Сею Ито остались записи с зарисовками, говорящие что он изучал пытки. Но был ли он палач? Нет конечно! Он был художником. То же и с Кабуки. Да, демонстрации шоу пыток женщины в Японии происходили. Чаще всего в рамках специальных заведений. И это ускорило добавление шибари повышенной эстетики и сложности обвязок. Но уже как следствие утилитарного применения существовавшей уже на тот момент практики. Свою лепту внесли появившиеся в то же примерно время журналы и, чуть позднее, видео. Публика требовала шоу, новых форм, поз, картинок. Профессионалы трудились и совершенствовали технику. Но, повторюсь, это лишь то что оказало влияние, но не являлось источником.
- Мастер шибари кладет узелки на специальные энергетические точки. Нет. Веревки кладутся в места, которые обеспечивают наилучшую функциональность и минимизируют риск травмы. Узлы кладутся там где оказался конец веревки. Она либо заканчивается узлом или удлиняется привязыванием следующей веревки с образованием узла в месте наращивания. Еще стоит отметить, что узел оказывает точечное воздействие, а веревка распределенное по плоскости. Т.е. узел опаснее. Поэтому узлы убирают с мест повышенного риска нанесения травмы.
- Шибари оказывает лечебный эффект, улучшает самочувствие, подвижность суставов, состояние кожи и т.п. Опять нет. Прежде всего нет никаких сколько нибудь достоверных (да вообще никаких нет!) исследований воздействия шибари на организм человека. Зато есть практика. К сожалению, практика неутешительна: травмы – вот спутник шибари. Практически любой бондажист наносил травму той или иной степени тяжести. Практически каждая часто практикующая веревочный бондаж модель получала травму. Шибари – одна из самых опасных практик. Другое дело, что хороший бондажный экшен сопровождается сильнейшим эмоциональным всплеском, удовольствием. На фоне этого организм действительно может получить “заряд бодрости”. Но мне думается, что оздоровительный эффект от регулярных занятий физкультурой устойчивее и подтвержден исследованиями. Очень хочется, что бы это дошло как можно до большего количества людей. Поэтому этому пункту я уделил особое внимание.
- Шибари – это целая философия. Нет. Шибари – это садомазохистская практика. Садомазохизм – это сексуальная девиация, а не философия.
Здесь я снова сделаю ремарку. Есть люди, готовые наделить глубоким смыслом (философией) даже самое простое, утилитарное действие. Они могут совершенно искренне верить в волшебные узелки, глубокий философский смысл связывания, лечебный эффект бондажа. Заблуждаются ли они. По сути – да. Но по факту вполне может быть, что с человеком происходит то во что он искренне верит. Все чудеса в наших головах 🙂
- Шибари характеризуется повышенной эстетикой и сложностью обвязок. Нет. Точнее совсем не обязательно и далеко не всегда. Все зависит от целей. Если это шоу и ли связывание для фото, то да, чаще всего бондаж будет эстетически продуманным (но опять же не обязательно сложным!). Но публичное шибари – это лишь надводная часть айсберга. В подавляющем большинстве случаев шибари занимаются дома, без посторонних глаз. Цели в этом случае будут совершенно другими. Возможно, бондажист задумается об эстетике. А может и нет.
- Шибари – это не больно. Или наоборот: шибари – это обязательно больно. Заблуждение. Нет ничего обязательного. Будет так, как нравится партнерам, каким они видят экшен здесь и сейчас. Зависит от предпочтений, взаимопонимания, эмпатии, настроения…Шибари всегда разное, за это оно и снискало столько поклонников.
- Шибари – это сложно. Нет. Нет никакой науки в связывании одного человека другим посредством простой веревки. Человек с руками в нужном месте и головой на плечах обучается азам безопасного связывание за 2-3 урока по 4 часа. Многие учатся самостоятельно. Другое дело, что достижение определенного мастерства в этой (да и любой другой) практике, достижение такого уровня что бы можно было говорить об искусном умении, что бы называть это искусством… – да требует многих часов практических занятий, совершенствования, размышления, тренировок. Только большинству для получения удовлетворения вполне хватает простейших навыков.
- Для практики шибари надо знать много морских узлов. Нет. На самом деле достаточно знания одного-двух простейших узлов. Подавляющее большинство схем обвязок (паттернов) устроены так, что веревка держится за счет перегибов и силы трения. Именно поэтому для шибари не очень подходит синтетическая веревка: скользит и растягивается.
- Шибари – это БДСМ. Или наоборот: шибари – это НЕ БДСМ. Оба утверждения видятся мне неверными. Прежде всего, БДСМ – это сообщество консенсуальных садомазохистов (иногда говорят субкультура), а шибари – это практика. Если же понимать под БДСМ набор практик, то в этом случае да – шибари может быть одной из них. Но шибари могут практиковать и люди, не относящие себя к БДСМ. К слову, в Японии многие (в том числе топовые) мастера шибари не считают себя частью БДСМ и не используют этот термин (как и то что за ним стоит: SSC, стоп-слово и т.п.). И в довершение: БДСМ моложе шибари 🙂
Пожалуй, для начала достаточно. Вероятнее всего эта статья будет дорабатываться и дополняться. Скорее всего я не все “мифы” о шибари смог вспомнить.
Как всегда, приглашаю к конструктивному обсуждению Или пишите ваши разоблачения.
22 комментария
Оставить ответ
Вы должны войти чтобы оставить комментарий.
Экспериментатор - 26.12.2015, 15:45
Весьма спорный 10 пункт – с такой подачей травм будет еще больше, хорошо если не летальных. На мой взгляд Важно знать свойства узлов, особенно для подвесов – ну так, чтобы не удивляться потом почему это у меня человек неожиданно ушёл в пол.
Mosafir - 26.12.2015, 16:46
Костя, я же не пишу про то что не надо знать свойства узлов, как они работают. Я говорю про минимально-достаточное количество. Естественно, никто не запрещает изучить и применять больше 🙂
Экспериментатор - 27.12.2015, 19:13
Боря, извини, я наверно не правильно понял эту фразу “На самом деле достаточно знания одного-двух простейших узлов”.
Mosafir - 29.12.2015, 04:09
Костя, наверное.
Экспериментатор - 29.12.2015, 16:40
Ну тогда объясни пожалуйста, а то я не могу понять как . Если что, то выше был сарказм с усмешкой.
Просто я вот пытаюсь опуститься до начального уровня новичка и начать развиваться исходя из постулата – два узла и вся недолга. Возможно это кому-то и удасться и он сильно продвинется в бондаже, и произойдет Чудо и никто не пострадает. Чуть выше в п.5 ты пишешь о повышенном риске и травматичности.
И помимо всего прочего есть еще такая штука как ответственность и понятие косвенного вреда – на мой взгляд утверждение п.10 напрямую с ними связан.
Mosafir - 30.12.2015, 11:19
Я не хотел бы здесь устраивать спор о технике. И не “постулат” это, мое личное мнение, о чем в самом начале сказано.
Но если вкратце, то достаточно знать узел которым заканчиваем обвязку рук (чаще всего прямой) и штык/полуштык. Какие еще узлы ты считаешь “обязательными” к изучению?
Экспериментатор - 31.12.2015, 00:14
Ты в конце публикации приглашал к конструктивному обсуждению или разоблачению. Это не спор о технике. Речь об обязательных навыках. Полуштык или штык в каких ситуациях и векторе нагрузке они преврятятся в скользящий узел? Неоднократно наблюдал эту историю с несущими веревками у разных людей. Вот ты помянул простой узел. Неискушенный человек, которому достаточно двух узлов, вряд ли сможет отличить его от бабьего или от тещиного узла, и вряд ли будет представлять все возможные последствия последних.
Mosafir - 31.12.2015, 16:44
Костя, еще раз: я не отрицаю ни в СТ, ни чуть выше, необходимости знать эти простейшие узлы, уметь правильно их связывать и использовать, знать их нюансы и слабые места. Я говорю про то что как МИНИМУМ для шибари их достаточно. Вот смысл моего мнения. А что там во что превращается и кто такой “бабий” узел – это предмет другого разговора.
Лично я чаще всего вместо прямого узла использую булинь. Но я не возьмусь утверждать что это обязательно. И на креплении несущих веревок я не штык использую. Но это опять же дело вкуса. Можно еще кучу узлов в арсенал взять. Но это уже все опционально.
Экспериментатор - 02.01.2016, 01:32
Ок, не отрицаешь, как скажешь. Давай я немного в другую степь уведу – ты с НЛП знаком?
Mosafir - 02.01.2016, 13:53
Я знаю, что это такое. При чем здесь оно?
Давай лучше ты выскажешь свою точку зрения 🙂 Сколько, по твоему, морских узлов нужно знать мастеру шибари? Необходимо-достаточный минимум.
Экспериментатор - 03.01.2016, 02:11
При том, что подсознательно эта фраза о двух узлах стремится к нулю, то есть ” все эти узлы херня на постном масле, можно и без них “. Так то да, можно и без них, и я и ты прекрасно сможем обойтись и без узлов, но это спустя какое время и опыт.
Сколько надо? Чем боььше тем лучше ))) Вот спасибо Серёге, в свое время поспособствовал, так что штук десять-пятнадцать. Вот с волосами только шесть способов, а так чтоб надежно держали в подвесе за волосы – два, которые использую.
Mosafir - 03.01.2016, 16:48
Костя, я написал что нужно знать минимум два узла, а не “можно и без них”. Приписывать собеседнику то, что он не говорил – дурной способ ведения диалога.
Мой же вопрос к тебе был прост: назови морские узлы, которые ты регулярно применяешь в своем шибари. Реально и регулярно применяешь, а не знаешь в теории.
Про волосы. Подвешивание за волосы я бы не стал относить к обычной практике. Наоборот – это экстремально редкий случай. Так что пример не в тему. А вот для связывания волос действительно можно использовать много разных способов. Но мне лично хватает того, что показал Акира Нака, и там (упс!) используется простой встречный узел…
Я предлагаю закончить здесь диспут этот. Попробуй еще раз понять мою мысль: я говорю о минимально-достаточном количестве узлов для шибари. При этом, естественно, надо их знать хорошо. Если ты посмотришь на технику шибари от японских мэтров, то вряд ли насчитаешь там “штук десять-пятнадцать”. Но я не против изучения разных всяких узлов. Это безусловно полезно. Но в этом нет критичной необходимости именно для техники шибари.
Экспериментатор - 04.01.2016, 00:18
Боря, вот лично я ничего не приписываю – так эта фраза воспринимается ( я не зря спросил и упомянул нлп ).
Про волосы я упомянул в ключе Более двух узлов, поэтому вполне в тему.
Да не вопрос, можно на этом остановиться. Хозяин – барин.
ЗЫ. Касаемо множества узлов и знания как минимум названий – далеко ходить не надо, и ты и я знаем как минимум одного человека, который в узлах не в зуб ногой, но тем не менее успешно связывает. На мой взгляд это несколько однобоко.
И вот еще про японцев – я думаю ты помнишь мастер-класс Того, что он говорил о своем обучении и как потом ” удивил” нас способом крепления на пилоне. Так что лично я не приводил бы их в пример.
Mosafir - 04.01.2016, 03:59
Костя, мы говорим о разном, как ты не понимаешь? Именно поэтому я и предложил прекратить этот “разговор слепого с глухим” 🙂
Но сама по себе тема узлов очень интересна и в ближайшее время я предложу отдельную статью на этот счет. А если не лень и так волнует эта тема, то можешь и сам написать – тут есть такая возможность 😉
Kalahari - 04.01.2016, 08:10
что однобокого в том, чтобы связывать, используя один-два узла?
Экспериментатор - 04.01.2016, 12:19
Макс читай Внимательно.
Kalahari - 04.01.2016, 12:27
А коротко выразить можешь?
Экспериментатор - 04.01.2016, 12:22
С чего это вдруг о разном ??? Ты писал о минимуме узлов, я тебе возразил. Об том и речь.
Mosafir - 04.01.2016, 18:53
Костя, “О разном”:
– я тебе про количество, ты про качество
– я тебе про обычное связывание, ты про подвес за волосы
– я про нужды в большинстве ситуаций, а ты про хитрый узелок для очень специфичного действия
Поэтому не вижу смысла продолжать дальнейшее обсуждение это здесь. Не конструктивно.
Экспериментатор - 04.01.2016, 21:06
Конечно не конструктивно. Если я привет в пример связывание волос, упомянув два абсолютно разных узла для подвеса, а ты зацепился за специфический подвес за волосы.
Если я тебе говорю о Восприятии твоей фразы Подсознанием, а ты мне о приписывании тебе того, чего ты не говорил.
Если ты приглашаешь к обсуждению, но склонен свернуть беседу когда она приобретает неожиданный для тебя поворот. То да, беседовать бесполезно.
Mosafir - 04.01.2016, 22:41
Костя, елки-палки. Давай обсуждать не то как может быть воспринята фраза, а то что написано.
Подвес же – это в принципе не обязательная для шибари практика. Можно вполне себе нормально обходиться и без подвешивания вообще.
Именно потому я предлагаю закончить тему про узлы, что по факту мы говорим не конструктивно. Назови узлы, без которых как ты считаешь, РЕАЛЬНО невозможно связывать шибари.
Я лично скажу больше: штык нужен чаще всего только для подвесов. Т.е. если не подвешивать, то и без него можно обойтись. Ты же не будешь утверждать что шибари==подвес?
Есть еще кросс (скользящий узел), но он во-первых не обязателен, во вторых он не совсем настоящий узел (тут смотря с какой точки зрения смотреть).
RR - 21.05.2017, 21:27
Не знаю насколько уместен комментарий, спустя полтора года после вышеуказанной беседы… но вот такое простое объяснение снимает множество вопросов, и заставляет глубже углубляться в понимание самого процесса. Мне, как человеку новому, действительно это пригодилось…